Георадарное обследование, область применения георадара.
Метод георадарного сканирования
Анализ прохождения испускаемых георадаром электромагнитных волн через толщу земли и подземные коммуникации позволяет посредством георадарного сканирования видеть, что скрывается под слоем пород на глубину до 100 м. Благодаря изменению частоты волны георадар позволяет фиксировать небольшие объекты на глубинах до 10 м и протяжённые при георадарном обследовании карьеров на больших глубинах.
Георадар для поиска кладов
Георадар позволяет обнаруживать металлические и неметаллические объекты, пустоты и неоднородности, размерами:
- 5 см на глубинах до 2 м, используется георадар с частотой 250-600 Мгц.
- 10-20 см на глубинах 3-5 м, применяется антенный блок георадара 150-250 Мгц.
- 1-2 м на глубинах 20-60 м, подходит георадар серии ЛОЗА с частотой 50-150 Мгц.
- 2-4 м на глубинах 60-100 м, незаменим георадар ЛОЗА-H1 при частоте менее 25 Мгц и длине антенны 6-12 м.
Возможности метода георадарного обследования
- Нахождение георадарным сканированием газопроводов, нефтепроводов, водопроводов, несанкционированных врезок в трубопроводы не составляет труда.
- Георадар позволяет обнаружить источники увлажнения грунта, протечек водопроводов, коллекторов и мест скрытого сброса воды.
- Обнаружение георадаром пластиковых и металлических труб, кабелей, картирование скрытых коммуникаций производится путём компьютерной обработки результатов георадарного обследования.
- Определение состояния бетонных конструкций. Георадар позволяет определить наличие пустот и трещин, расположение арматуры, несущую способность грунтов.
- Нахождение старых и оценка новых фундаментов, картирование погребенных фундаментов.
- Картирование загрязнения грунтов.
- Обследование автомобильных дорог, взлетных полос (определение толщины слоев дорожного покрытия, определение характера армирования, выявление дефектов, зон обводнения, выявление причин разрушения дорожных покрытий)
- Определение состояния плотин, мостов, дамб. Георадаром сканируют грунты по периметру и структуру фундамента.
- Обследование оползневых процессов, карстовых структур, тектонических нарушений.
- Изучение геологического строения территорий.
- Определение и картирование запасов полезных ископаемых, геологоразведка карьеров.
Как заказать проведение георадарного обследования
- Заполните заявку на георадарное обследование.
- Затем мы вместе определяем цели георадарного сканирования, выбираем подходящий георадар с оптимальным антенным блоком для решения конкретной задачи георадарного обследования.
- Составляем техническое задание. Иногда для выполнения ТЗ требуется применение сразу нескольких моделей георадара.
- Договариваемся о сроках и стоимости георадарного сканирования.
- Подписываем договор на проведение георадарного обследования.
- После оплаты аванса проводим георадарное сканирование указанным в ТЗ георадаром.
- Готовим заключение по результатам георадарного сканирования. К отчёту прилагается свидетельство о поверке георадара.
- Результаты представляются в печатном и электронном виде в форме отчета георадарного обследования.
- После проведения работ вы знакомитесь с отчетом и подписываете акт приемки.
Георадарное обследование автомобильных дорог
Обследование грунтов
Обследование геологического строения и поведения грунтов при инженерных изысканиях под строительство и реконструкцию автомобильных дорог необходимо для поддержания их состояния. Однако инженерные изыскания грунтов очень трудоемки, поэтому при их выполнении плотность шурфов и скважин обычно бывает очень низкая, и результаты инженерных изысканий имеют фрагментированный характер. При прокладке новых дорог или разведке карьеров дорожно-строительных материалов не всегда буровые установки могут быть доставлены на место, а ручное бурение не обеспечивает необходимую плотность. В то же время геологический разрез между скважинами прогнозируется геологом исходя из его знаний и опыта, что носит субъективный характер и не обеспечивает требуемую надежность результатов.
Причины разрушения дорожного покрытия
Основные повреждения автомобильных дорог происходят от плохого понимания геологического строения на этапе проектирования либо труднопрогнозируемым поведением грунтовых вод в промежутках между скважинами. Ошибки инженерного исследования грунтов дорого обходятся при строительстве и эксплуатации дорог, и их устранение приводит к ежегодным затратам, поскольку изменить маршрут эксплуатируемой автомобильной дороги непросто.
Трудности инженерно-геологического исследования грунтов облегчают высокопроизводительные, экологически чистые неразрушающие методы определения геологического строения, позволяющие фиксировать непрерывные разрезы. К таким методам относится выполняемое георадарами геосканирование.
Область применения георадаров в дорожном строительстве
- Обследование автомобильных дорог.
- Обследование искусственных сооружений.
- Обследование существующих транспортных сооружений.
- Грунтово-гидрогеологические изыскания участков местности.
- Оценка запасов дорожно-строительных материалов в карьерах.
- Наблюдение за состоянием дорожных конструкций.
- Оценка качества выполняемых дорожно-строительных работ и т.п.
- Разработка электронных карт.
- Разработка рекомендаций по применению нетрадиционных и местных материалов в дорожном строительстве.
Георадарное исследование автодорог
С помощью георадарного исследования автомобильных дорог определяются границы грунтов и расположение уровня грунтовых вод. Результаты геосканирования показывают, что проектные толщины конструктивных слоев автомобильных дорог очень часто не выдерживаются. При этом там, где не соблюдена проектная толщина слоя основания, обязательно увеличена за счет последующих ремонтных работ толщина покрытия. Первые обследования в 1998 г. 16 км автомобильной дороги Москва - Архангельск показали, что на 97% обследуемых участках необходимо сначала осушить рабочий слой земляного полотна, а потом приступать к усилению дорожной одежды. Из обследуемых участков только на 3% можно проводить усиление дорожной одежды без осушения грунтов земляного полотна.
Экспертиза строительства дорог
Выявление литологических границ грунтов, которое характеризуется при георадарных работах большой амплитудой сигнала на подошве каждого слоя, позволяет на протяжении продольного профиля проследить толщину слоев из стабильных материалов, оценить состояние и степень заиления кондиционных песков рабочего слоя дорожной конструкции. По времени прохождения сигнала и известной мощности слоя можно судить о влажности грунтов земляного полотна. Избыточная влажность грунтов укажет на необходимость выполнения работ по его осушению. В том случае, когда толщина слоев из стабильных материалов не выдержана, необходимо поднять земляное полотно, или обеспечить отвод поверхностных вод, или понизить уровень грунтовых вод. Для отвода поверхностных вод достаточно оценить обеспечение поверхностного водоотвода, уложить дополнительные водопропускные трубы и выполнить прочистку и углубление боковых и водоотводных канав.
Обследование автомобильных дорог
Максимальная амплитуда сигнала георадара, как правило, проявляется на границе грунтовых вод, которая достаточно хорошо читается по радарограмме. При известном положении уровня фунтовых вод, когда не выдержано требуемое расстояние от уровня грунтовых вод до поверхности покрытия, необходимо при пылеватых подстилающих грунтах поднять высоту земляного полотна либо при дренирующих подстилающих грунтах понизить уровень грунтовых вод с помощью дренажей глубокого заложения, которые могут быть размещены под обочинами или кюветами.
Обнаруживаемые дефекты дорожного покрытия
- Зоны просадочных и разуплотненных грунтов, карстовых деформаций.
- Зоны инфильтрации поверхностных и грунтовых вод.
- Зоны неоднородных, пылеватых, пучинистых грунтов.
- Положение кривой скольжения на оползневых участках.
- Пространственное расположение подошвы водоупоров.
- Вымоины и размытые зоны с переувлажненными грунтами в их основании и др.
Обследование дорожного покрытия
Обследование автодорог
Методика георадарного обследования автомобильных дорог
Перед выполнением работ изучается вся имеющаяся документация по обследуемой дороге (рабочие проекты, продольные профили участков дороги, результаты определения ровности, коэффициента сцепления и модулей упругости на поверхности покрытия и т.д.). По заданной глубине зондирования выбирается тип антенн и длина волны зондирующего сигнала. Проводится контрольное бурение и в зависимости от поставленных задач из расчета 3-5 скважин на 15 км автомобильной дороги с определением толщины слоев дорожной конструкции и отбором проб грунта. По отобранным пробам определяется фактическая влажность грунта. Назначается маршрут движения. Работы выполняются при скорости сканирования 2-5 км/ч. При проведении работ придерживаются следующей технологии. Записываются непрерывные файлы протяженностью 1 км в продольном направлении, а также при ручной протяжке георадара в местах сверенных контрольных бурений в поперечном направлении. Отмечается до 30 меток на 1 км. С помощью меток фиксируются ситуация и инженерные сооружения на дороге, техническое состояние покрытия.
Экспертиза автомобильных дорог
Сканирование дорог